За январь–февраль Россия резко, примерно в семь раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличила экспорт золота. Это следует из статистики Федеральной таможенной службы (имеется в виду отчетность по коду товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 7108). Тем самым, по предварительным данным, за указанный период из страны было вывезено около 17 т золота почти на 854 млн долл. Около 90% этого объема получила Великобритания.
[Spoiler (click to open)]По итогам 2019 года экспорт золота увеличился примерно в семь раз в натуральном выражении и в восемь раз – в стоимостном.
В России с 2015 по 2019 год выросла добыча золота из минерального сырья, «что шестой год подряд дает нашей стране право занимать третье место в мире по объемам золотодобычи». Так, если в 2015-м из российских недр было добыто 255 т золота, то в 2019-м, по предварительным данным союза, Россия добыла уже 329,5 т.
Крупнейший потребитель золота на внутреннем рынке – Центробанк. По данным союза, ЦБ приобрел в 2015 году 208,4 т золота, в 2016-м – 201 т, в 2017-м – 223,6 т, в 2018-м – 273,7 т. «Запасы монетарного золота в золотовалютных резервах ЦБ РФ составили 2113,4 т по состоянию на 1 января 2019 года. Закупив в 2019-м только 159 т золота, Банк России по состоянию на 1 января 2020 года обладал объемом золотых резервов, равным 2271,3 т», – сказал председатель Союза золотопромышленников Сергей Кашуба.
По его словам, такое снижение на 42% закупок монетарного золота в 2019 году было обусловлено введением Центробанком с 1 мая 2019-го дисконтов к цене покупки аффинированного золота.
«Эта мера была доведена до российских золотодобывающих компаний, банков и других участников рынка. Она привела к тому, что российским банкам стало более выгодно продавать золото на экспорт, а не Центробанку, который одновременно с введением дисконтов резко уменьшил свои лимиты по покупке золота на внутреннем рынке», – пояснил Кашуба.
ЦБ «с 1 апреля 2020-го приостановил покупку золота на внутреннем рынке, что, в свою очередь, ставит золотодобывающую отрасль России в сложное положение». «Данная мера с российскими золотодобывающими компаниями и банками не обсуждалась и была доведена до них пресс-релизом ЦБ, – уверил Кашуба. – Причины, побудившие ЦБ РФ пойти на полное прекращение покупок золота для золотовалютных резервов страны, не были озвучены».
«Дальнейшие решения о покупке золота будут приниматься в зависимости от развития ситуации на финансовом рынке», – сообщало тогда ведомство Эльвиры Набиуллиной.
Союз золотопромышленников считает, что в таких условиях российским коммерческим банкам необходимо наращивать объемы золота в хранилищах и проявлять активность, «не снижая, а наоборот, увеличивая покупки золота на внутреннем рынке».
«Одновременно мы полагаем, что в целях обеспечения бесперебойной добычи золота в России и для дополнительного пополнения Госфонда (Гохрана) золотым запасом Минфину необходимо установить более значительный размер бюджетных ассигнований на закупку золота в Госфонд в 2020 году, чем это предусмотрено законом о федеральном бюджете», – добавил Кашуба.
эксперты пояснили: взрывной рост экспорта золота свидетельствует, в частности, о подскочившем спросе на долларовую ликвидность. «Золотопромышленные компании не продают на экспорт драгметалл напрямую, они работают через банки», – обратила внимание старший аналитик центра «Альпари» Анна Бодрова.
«Драйверами роста экспорта золота выступают ценовая конъюнктура в условиях повышенного спроса на металл и необходимость замещения выпадающих экспортных доходов, – считает финансовый аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека. – Также в пользу наращивания экспорта золота выступает и желание участников рынка расширить объемы получаемой долларовой ликвидности. Ведь, продавая золото на экспорт, те же банки получают валюту».
При этом, по его мнению, в действиях регулятора прослеживается четкий прагматичный смысл: «Из-за пандемии мировой спрос на золото и его стоимость растут, при этом валютные резервы России начали сокращаться как из-за переоценки валют (в том числе китайского юаня и евро), так и за счет снижения стоимости долговых активов».
«Также с 10 марта 2020 года объемы продажи валюты на внутреннем рынке составили около 220 млрд руб. (в рамках бюджетного правила), – сообщил Дейнека. – Таким образом, даже без продолжения закупок доля золота (несмотря на мартовскую волатильность цен) в активах Центробанка может увеличиваться, что может препятствовать задаче диверсификации резервов».
С одной стороны, все это стимулирует участников рынка к экспорту, «тем более стоимость этого металла находится вблизи многолетних максимумов, а спрос на физическое золото за рубежом из-за трудностей с логистикой на фоне пандемии резко вырос», уточнил эксперт.
«С другой стороны, из-за тех же карантинных ограничений, в частности почти полной приостановки международного авиасообщения, показатели экспорта драгоценных металлов из РФ в марте-апреле могут значительно сократиться относительно уровней января-февраля», – предупредил Дейнека.
«Россия за «спокойные» годы накопила достаточные резервы в драгметалле, но сейчас нужнее не металл, а валюта, – добавила Бодрова. – Однако стоит отметить, что тенденция сложилась гораздо раньше, чем мир накрыло пандемией коронавируса».
При этом, как уточнил вице-президент компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский, обычно в кризис «грамотные инвесторы и участники предпочитают «сидеть» в золоте, ведь это по-прежнему главный мировой защитный актив».