kerzak_1 (kerzak_1) wrote,
kerzak_1
kerzak_1

Факт есть факт. Иранцы стырили у нас проект Т90

Если кратко, то никакой оригинальной разработки в новом иранском танке нет.
Это банально стыренный Т90.
Собсно, потому иранцы и не захотели делать у себя Т90 по лицензии, что уже украли все наработки. А зачем платить за то, что уже украл?
Такова се ля ви.
Что ж, это хороший урок для нас на будущее - понимание с кем мы ведем дела.



В воскресенье 12 марта в Организации оборонной промышленности Ирана с участием министра обороны страны Хосейна Дехгана (Hossein Dehghan) состоялась официальная церемония презентации нового танка, который начал серийно выпускаться в Иране. Об этом сообщили иранские информагентства Farsi Tasnim. Танк получил наименование Karrar – «Атакующий». Одновременно на заводе по производству бронетехники Bani-Hashem Armored Complex в провинции Луристан была пущена линия серийной сборки нового танка.

[Spoiler (click to open)]Впервые на информацию о новом иранском танке пролили свет в середине августе прошлого года, когда министр обороны бригадный генерал Хосейн Дехган объявил о том, что иранский ОПК с нуля разработал и построил новый основной танк по своей боевой эффективности ничуть не уступающий российскому Т-90. Тогда же в Сети появились и первые видеокадры испытаний нового танка.

Почему вдруг министр обороны Ирана стал сравнивать новый танк Karrar с Т-90? Да потому что долгое время Иран вел переговоры с Москвой о возможности закупки для своей армии партии таких танков. Но в условиях международного эмбарго на поставку наступательных вооружений, а танки относятся именно к такому виду вооружений, Россия не могла пойти на нарушение международных норм.

Иранские инженеры, создавая танк Karrar, работали не на пустом месте. Еще в начале 90-х годов в Иране был создан танк Zulfiqar. Машина разрабатывалась инженерами компании Construction Crusadeпод руководством бригадного генерала Мир-Юнуса Масум-Заде (Mir-Younes Masoumzadeh), занимавшего на тот период должность заместителя командующего сухопутными войсками по науке и исследованиям. Немалую помощь иранским инженерам оказали российские специалисты. В начале 90-х годов Иран закупил у России партию из 200 новеньких по тому времени основных танков Т-72С. Вместе с танками Ирану передавались отдельные технологии по производству запасных частей и некоторых комплектующих. Планировалась также и передача лицензии по производству боевых машин Ирану. Но не случилось.

Не менее 200 специалистов танкистов-инженеров прошли обучение в России на курсах «Выстрел». Надо отдать должное, прибывшие в Солнечногорск иранские танкисты относились к учебе очень серьезно.

Первый опытный образец основного танка Zulfiqar был создан в 1993 году. В 1997 году было организовано серийное производство машин. Окончательная сборка танка осуществляется на иранских предприятиях, но часть систем, узлов и агрегатов все же импортировались из-за рубежа.

Танк представляет собой некий конгломерат от Т-72 и американского M60. Было выпущено не менее 100 единиц. Позже были предприняты попытки усовершенствования конструкции машины. Появился Zulfiqar 2 с модернизированными двигателем и ходовой частью. Правда, был построен только один опытный образец, использовавшийся в качестве испытательной платформы.

Затем был создан и серийно выпускался Zulfiqar 3. Он отличается от предшественников новой ходовой частью, получившей седьмой опорный каток на борт, новой башней, усовершенствованной СУО с тепловизионным прицелом и лазерным дальномером, более совершенным стабилизатором оружия. На машину также был установлен более мощный дизель. И вот появился новый иранский танк Karrar– это вполне закономерное явление.

Как заявил на церемонии презентации нового иранского танка министр обороны Ирана бригадный генерал Хоссейн Дехган, новая боевая машина может «соревноваться с наиболее современными танками в мире по показателям защищенности, огневой мощи и подвижности». Насколько это заявление соответствует действительности, мы сейчас рассмотрим. Правда, сравнения будем проводить на основе имеющихся фото и видеоматериалов, других данных по иранской машине не публикуется.

Основной танк Karrar внешне напоминает российский танк Т-90СМ. Это сходство не случайно. Судя по видеокадрам производства танка, его корпус абсолютно идентичен корпусу танка Т-72 или Т-90. Есть некоторые подозрения, что иранский Karrar есть продукт глубокой модернизации ранее переданных Ирану Т-72С или попавших в страну из Ирака Т-72М1. Но это чисто мое предположение.

Защищенность

Исходя из этого, защита бронекорпуса танков Karrar и Т-90СМ примерно одинаковая. Однако на Т-90СМ на корпусе используется универсальная динамическая защита (ДЗ) третьего поколения «Реликт», способная эффективно противостоять не только обычным кумулятивным боеприпасам, но и кумулятивным тандемным боевым частям, а также и бронебойным подкалиберным снарядам, снижая их эффективность почти в 1,5 раза. ДЗ танка Karrar никак нельзя отнести к ДЗ ни второго, ни тем более третьего поколения. И так 1:0 в пользу Т90СМ.

На танке Karrar устанавливается сварная шестигранная башня, по очертаниям идентичная башне Т-90СМ. ДЗ башни такая же, как и на корпусе, является усовершенствованной динамической защитой первого поколения. Но в отличие от Т-90СМ на иранском танке отсутствуют признаки наличия каких-либо систем оптико-электронного подавления. Есть только средства постановки аэрозольных завес в виде пусковых установок системы 902В, но датчиков обнаружения лазерного облучения не видно. 2:0 в пользу Т-90СМ.

Огневая мощь

Судя по заявлениям армейского руководства Ирана, на танке Karrar в составе комплекса вооружения имеется современная автоматизированная СУО, которая располагает многоканальным прицельным комплексом с телевизионным, тепловизионным и лазерным дальномерным каналами (возможно и с оптическим). Канал управления комплекса управляемого ракетного вооружения 9К120 «Свирь» обеспечивается прицелом 1К13. Особенность данного прицела в том, что он не обеспечивает эффективной стрельбы управляемой ракетой с ходу из-за отсутствия стабилизации поля зрения прицела в двух плоскостях. На Т-90СМ у СУО используется многоканальный прицельный комплекс «Сосна-У», который в том числе обеспечивает эффективную стрельбу управляемой ракетой с ходу, в том числе и ночью. 3:0 в пользу Т-90СМ.

В качестве основного оружия в обоих танках используется 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М. Правда на Т-90СМ установлена пушка более новой модификации 2А46М-5. Пушки имеют автоматическую систему заряжания (в Иране ее производили по лицензии). На танке Karrar пушка в основании оснащена коробчатой конструкцией, назначение которой пока непонятно. Дополнительную жесткость стволу данная конструкция придать не может из-за ее хлипкости, использоваться в качестве теплозащитного кожуха – нецелесообразно, не технологично и неэкономично. Командиры обоих танков имеют в своем распоряжении панорамные прицельные комплексы, будем считать, с идентичными характеристиками. С некоторыми натяжками можно признать, что по огневой мощи танки Karrar и Т-90СМ примерно одинаковы.

Подвижность

Судя по крыше моторно-трансмиссионного отделения и выпускному коллектору на танке Karrar используется дизель типа В-84 (или его аналог), развивающий мощность 840 л.с. соединенный с двумя бортовыми механическими планетарными коробками передач.На Т-90СМ установлен дизель В-92С2 мощностью 1130 л.с. Даже если допустить, что танк Karrar не увеличилась по сравнению с Т-72С или Т-72М1 и составляет 44 т, то удельная мощность его не превышает 19 л.с./т. На Т-90СМ этот показатель при массе танка 48 т составляет 23,5 л.с./т. Управление танком Karrar сохранено традиционное – рычагами. На Т-90СМ установлен штурвал, к тому же имеется автомат переключения передач. Это снижает усталость механика-водителя.

Рабочее место механика водителя иранского танка оснащено монитором видеокамер наблюдения вперед и назад, как и на Т-90СМ. Кроме того, на танке Karrar у механика-водителя установлен многофункциональный дисплей, который может использоваться как карта навигационной системы, либо как приборная панель контрольно-измерительных приборов. Подобное устройство имеется и на Т-90СМ. И так с учетом показателей подвижности счет 5:0 в пользу Т-90СМ.

Командная управляемость

На имеющихся фотографиях и видео на танке Karrar я так и не увидел антенны передачи данных, что говорит о том, что средства связи не имеют возможности работать в режиме передачи данных, а значит, машина не «завязывается» в автоматизированную систему управления войсками тактического звена. Кроме того, на иранском танке отсутствует вспомогательный энергоагрегат. Это не позволяет работать длительное время на средствах связи и включать СУО без запуска основного двигателя. Подсчитали общий счет – 6:0 в пользу Т-90СМ.

В любом случае создание в Иране нового танка, даже если это глубокая модернизация Т-72С или Т-72М1, является большим достижением иранских инженеров. Ведь когда-то точно так же от простого к сложному начинали танкостроители Германии, США и Франции.

Автор: Сергей Суворов, кандидат военных наук

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →