kerzak_1 (kerzak_1) wrote,
kerzak_1
kerzak_1

К истории арабского отношения к армии

Объективно, после эпохи арабских завоеваний 7-8 веков тема арабов-воинов начала утихать.
Спустя еще недолгое время вся сила армий исламских государств сосредоточился в руках рабов-воинов - мамлюков и прочих гулямов, абидов, зинджы и тд.
Суть шире - вопрос даже не в том, были они рабами или просто наемниками - важно что они были не арабами. Турки, негры, славяне, румы и тд. Примерно так же и в Ромейской империи наёмники составляли важнейшую часть армии басилевса.
В дальнейшем те же египетские мамлюки просто монополизировали власть на столетия. Они владели и Сирией, Палестиной. Мамлюки разбили монголов, крестоносцев, много раз били турок, пока те не развили огнестрел в такой мере, что сумели одолеть в 15 веке.
Так что для арабов вообще за тысячу лет отбилось желание и интерес к военной службе. У них просто исчезла традиция. Это особенно актуально для суннитов. Вот представители разных малых групп - туркоманы, друзы, алавиты, шииты, христиане-ассирийцы, раньше и армяне - видели в службе шанс на карьеру.
И потому нет ничего удивительного в том, что в той же Сирии суннитское большинство уже в 20 веке не проявляли интереса к армии - торговля и предпринимательство давало больше и лучше.
И снова, как тыщу лет до того, опять власть взяли мамлюки - на этот раз алавиты. Такова се ля ви и она объективна.
Много пишут, что и в ИГИЛ главную ударную силу составляют все те же - кавказцы, среднеазиаты и уйгуры с прочими разными.
Сегодня и САА это явно недостаточно крупная сила ровно по той причине, что Дамаск просто не видит смысла в проведении тотальной мобилизации - поймите, это не немцы, не англичане, не поляки и тем более НЕ РУССКИЕ.
Они все равно толком воевать не будут. Не дано. Потому Тигры, Соколы - это особые структуры, собирающие со всей страны толковых воинов. Респ Гвардия в базисе - алавиты + частью друзы. Это не означает, что сунниты не могут воевать, вообще в армии очень много зависит от командира. Но где взять столько толковых командиров с учетом 5 лет войны и гибели множества офицеров особенно младших чинов - от комвзвода до комбата.
Поэтому Хезбалла и направляет дополнительные бригады (целых две - одну на броне и вторую - легкую), поэтому хотят подтягивать иракских шиитов и фатамийюн. Но САА обязана решать этот вопрос - она обязана сама стать сильной - иначе Дамаску не удержать Сирию. Страна расползется на части, каждую из которых будут держать те, у кого хватит сил.

И также ясно, что ГШ РФ видит все проблемы. И ищет решений. Нам нудна сильная САА. Иначе резона нет. Эта песня будет вечной.
Пишут, что недавний выпуск Военной Академии (летехи) обучался у наших спецов. По крайней мере, мы приложили руки к их подготовке. Это внушает некий оптимизм.
[в качестве дополнения]
Турецкие рабы считались лучшими солдатами в исламском мире, хотя под «турками» тогда принимали в первую очередь людей, говорящих по-турецки, а не тех, кто был турком по национальности. Многие гуламы с северо-восточной границы были выходцами с Трансоксании, то есть те, кого сегодня мы бы назвали таджиками. Хотя формально гулами были рабами, то есть находились в собственности того человека, который их купил, они представляли большую ценность и с ними обходились очень хорошо. Сохранить верность гуламов представляло серьезную задачу для любого правителя. Мятеж гуламов мог произойти из-за недостаточно высокого жалованья или плохого обращения. В армии процветал гомосексуализм, особенно в персидских областях. Это вызывало проблемы с ревностью и жестокостью. На протяжении X века система использования гуламов распространилась за пределы Ирана и Ирака, вплоть до того, что проникла в армии христианских Грузии и Армении, хотя здесь гуламами часто называли русских и скандинавских наемников.
Армия Саманидов
Трансоксания оставалась главным перевалочным пунктом в торговле рабами-гуламами. Главный невольничий рынок находился в Самарканде. До нас дошло подробное описание нескольких гуламских карьер. Один человек по имени Альптегин командовал смешанным полком тюркской гуламской конницы и дайламской пехоты, но потерпел поражение в ходе одной из гражданских войн в Ираке, и в 974 году с оставшимися воинами ушел в Сирию. Тут они образовали банду, какое-то время занимались грабежом, прежде чем встать под знамена Фатимидов. Другой военачальник Фатимидов по имени Ануштегин, по-видимому, был трансоксанским иранцем, а не тюрком. Он попал в плен под Хуталом, доставлен в Кашгар на продажу, бежал и направился в Бухару, где сдался в плен. Из Бухары его через Багдад отправили в Дамаск. Там его в 1009 году продали в возрасте 20 лет фатимидскому военачальнику по имени Дизбар. Ануштегин получил фамилию аль-Дизбари, и в течение трех лет занимал выгодную в материальном смысле, но совершенно скучную административную должность. Затем его подарили фатимидскому халифу аль-Хакиму. Во дворце халифа Ануштегин аль-Дизбари получил всестороннее образование, а затем получил командную должность. Он служил в Сирии и Египте, подавил восстание бедуинов и стал правителем Баальбека, где уже сам стал покупать себе гуламов. В 1023 году он стал правителем Палестины, а вскоре выступил на подавление мятежа в Алеппо. Зная о том, что против него плетутся интриги, он провозгласил независимость своих владений, но проиграл войну с правительственными войсками и был вынужден бежать. Он умер в 1042 году.
Воины-рабы из других провинций встречались ограниченно. Например, индусы встречались только в восточных провинциях. Точное происхождение европейских гуламов часто невозможно установить, так как большинство исламских авторов различали только «ромеев» (рум) и «славян» (сакалиба). Один из таких европейских гуламов по имени Лабиб Благочестивый служил пехотинцем, а затем женился на вдове своего хозяина. Укушенный змеей и временно парализованный, Лабиб все же поправился. После этого случая он сбрил свои солдатские усы и предался аскетической жизни. Под сакалиба часто понимались славяне и финно-угры из Восточной Европы и Балкан. Особенно многочисленны они были в аглабидском Тунисе, фатимидском Египте и на Сицилии в период владычества там мусульман.
Важным источником живой силы для Египта служила Африка. Для чернокожих гуламов даже имелось особое название — абид. Чернокожие воины служили в Египте с IX века. Во времена фатимидского султана аль-Хакима (996-1020) негры составляли половину армии халифата. Негры служили и в армии Аглабидов, где их называли судани, и уважали за послушание. Чернокожие добровольцы в отличие от рабов известны под названием зандж.
К X-XI векам тысячи свободнорожденных тюркских наемников шли на юг в поисках заработка. Некоторые происходили из языческих племен, другие уже исповедовали ислам. Единственной династией, чья армия была полностью укомплектована тюрками, была династия Караханидов.
С распадом Аббасидского халифата арабские воины, которые прежде оказались вычеркнуты из официальных списков получающих государственное жалованье, снова стали играть заметную роль в арабских регионах. Гарнизоны (амсар) формировались из местных ополченцев и религиозных фанатиков. Теперь они получали жалованье. В Палестине и Сирии действия армии поддерживали бедуины. В результате широкие массы населения Сирии и Джазиры к концу XI века были милитаризированы. Арабские воины и моряки составляли заметную часть армий и флотов Египта и других североафриканских государств. Однако, во многих текстах арабов и североафриканских берберов часто называют общим словом — магриби, то есть «жители запада». Арабские воины-кочевники появляются в списках египетской армии в конце IX века. Бедуины постепенно оседали, среди них появлялась земельная аристократия.
Tags: САА, Сирия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments